Close

Not a member yet? Register now and get started.

lock and key

Sign in to your account.

Account Login

Forgot your password?

Различие между подлинным знанием и шаманизмом

15 Янв Статьи | Comments
Различие между подлинным знанием и шаманизмом
 

Различие между подлинным знанием и шаманизмом

В результате массового уничтожения испанскими конкистадорами священных текстов, равно как и обычных исторических свидетельств, таких как кодексы, осталось немного доказательств подлинного развития цивилизации и передовой природы самых ранних культур.

В таком случае едва ли стоит удивляться тому, что понятие «толтек» у многих людей ассоциируется с магическими практиками и шаманизмом. Последующие работы Карлоса Кастанеды и его последователей также не изменили ситуации. Однако внимательное прочтение книг Кастанеды раскрывает, что его учитель, дон Хуан, всегда ясно и непреклонно утверждал, что колдовство/шаманизм не совместимы с путем, ведущим женщину или мужчину к тому, чтобы стать человеком знания.

В «Огне изнутри» дон Хуан описывает некоторые моменты ранней толтекской истории: «За много веков до того, как в Мексику пришли испанцы, – сказал он, – здесь жили необыкновенные люди – толтеки–видящие. Они были способны на непостижимые действия. Они были последним звеном в цепи знания, протянувшейся сквозь тысячелетия».

«Толтекские видящие были воистину необыкновенными людьми, – могущественными колдунами, мрачными преследователями, разгадавшими тайны и владеющими тайным знанием, которое они использовали для влияния на людей и превращения их в жертву путем фиксации осознания своих жертв на всем, что изберут».

– Но ты же не считаешь себя колдуном, дон Хуан, не так ли? – спросил я.

– Нет, не считаю, – ответил он. Я – воин, который видит. Фактически все мы «лос нуэвос видентес» – новые видящие. А древние видящие были колдунами.

– Обычный человек, – продолжал дон Хуан, – воспринимает колдовство как нечто скорее отрицательное, тем не менее, оно его привлекает. Поэтому когда ты находился в состоянии нормального осознания, я поддерживал в тебе отношение к нам как колдунам. Так рекомендуется поступать, чтобы пробуждать интерес. Но быть колдунами для нас все равно, что загнать себя в тупик».

Далее дон Хуан подробно останавливается на том, кто такие старые и новые видящие:
«Эти завоеватели, – продолжал он, – захватили мир толтеков, они присвоили себе все, но они так никогда и не научились видеть.

– Почему ты полагаешь, они не научились видению? – спросил я.

– Потому что они копировали толтекскую практику вслепую, не обладая внутренним знанием, которым владели толтеки. До сих пор по всей Мексике встречается множество магов – последователей тех завоевателей. Они следуют по пути толтеков, но понятия не имеют ни о том, что сами делают, ни о том, о чем говорят, поскольку не являются видящими.

– Кто были эти завоеватели, дон Хуан?

– Индейцы других племен, – ответил он. – К тому времени, когда здесь появились испанцы, с момента исчезновения старых видящих прошли столетия. Но уже возникло новое поколение видящих – видящие нового цикла».

Далее в своей книге Кастанеда подробнее раскрывает тот факт, что в действительности его не учили магии, и то, что разговоры о колдовстве были не более чем виртуозной уловкой для привлечения его внимания:
«Именно в своем учении для левой стороны дон Хуан изложил то, что он, дон Хенаро и их компаньоны делали со мной и кем они были на самом деле. Они обучали меня вовсе не колдовству, а тому, как овладеть тремя аспектами древнего знания, которым они владели: осознанием, искусством сталкинга и намерением. И они не были колдунами, они были видящими. А дон Хуан был не только видящий, но и нагваль».

Затем дон Хуан объясняет Кастанеде одну из причин, по которой магия, в действительности, всегда ведет в никуда: «Он подчеркнул еще раз, что древние видящие сосредоточили свои усилия исключительно на развитии тысяч сложнейших ритуалов колдовства. Он добавил, что они так никогда и не смогли понять, что все их замысловатые приемы, такие же причудливые, как и они сами, были не более чем средствами нарушить фиксацию точки сборки и заставить ее перемещаться.

Я попросил его объяснить то, что он сказал.

– Я уже говорил тебе, что колдовство – это тупик, – сказал он. – Я имел в виду, что магические практики лишены собственной ценности. Они имеют косвенное значение, поскольку их реальная функция – сдвигать точку сборки посредством выведения ее из-под контроля первого внимания.

В «Сказках о силе» Кастанеда ясно дает понять, что он знал, что колдовские ритуалы не ведут к свободе. Потому что Дон Хуан в этой книге раскрывает: «После того, как многие поколения магов использовали растения силы, они научились отдавать себе отчет в своем взгляде на мир во всем, что происходит с ними. Я бы сказал, что маги, используя свою волю, добились расширения своего взгляда на мир. Мой учитель и мой бенефактор были ярчайшими примерами этого. Они были людьми огромной силы, но не были людьми знания. Они так и не разорвали границ своего огромного мира и поэтому никогда не достигли целостности самих себя. Хотя они и знали об этом. Не то, чтобы они сбились с пути, претендуя на что-то выше своих возможностей; они знали, что они шагнули мимо лодки и что только в момент их смерти вся загадка полностью будет раскрыта им. Магия дала им только мимолетный взгляд, но не реальное средство для достижения целостности самого себя.

В «Отдельной реальности» дон Хуан излагает такую эпитафию: «Быть магом – это ужасный груз, – сказал он убежденным тоном. – Я говорил тебе, что намного лучше научиться «видеть». Человек, который «видит», – это все; в сравнении с ним маг – жалкий мальчишка».

Свобода против Шаманизма

В ответ на вопросы, задаваемые многими читателями, я хотел бы разъяснить некоторые из неверных представлений, сложившихся вокруг отношений между Карлосом Кастанедой и его учителем Хуаном Матусом. Во-первых, я хотел бы указать, что Дон Хуан был действительно безупречным воином, посвятившим себя Пути Свободы, и нагвалем традиции толтеков. С другой стороны, Карлоса Кастанеду, как ясно из его книг, интересовала не свобода, а скорее Путь Высокого Приключения и магия/шаманизм.

Факт, который также ясен из его книг, но который, кажется, ускользнул от внимания большинства читателей, – это то, что обучение Кастанеды не было окончательно завершено. Действительно, во время последней встрече с Доном Хуаном память Кастанеды все еще не была полностью восстановлена. В результате Кастанеда всё еще действовал с позиции в высшей степени выборочного восприятия, которое сильно воздействовало на его способность передавать или интерпретировать учение толтеков с некоей степенью надежности или авторитетности в этом вопросе. В то же время, от внимания серьезного читателя его книг никогда не ускользали те моменты, где Кастанеда дословно цитирует Дона Хуана. Ценность этих отрывков не идет ни в какое сравнение с ненадежными полевыми заметками, записанными и причудливо истолкованными Кастанедой, которые составляют большую часть его работы.

Относительно ссылок на магию в книгах Карлоса Кастанеды я должен далее указать, что хотя знание, касающееся магии, действительно является частью традиции толтеков, эта практика, тем не менее, не ведет к свободе. Также важно подчеркнуть, что учение толтеков, как оно преподается Воинами Свободы, не имеет никакого отношения к шаманам древней Мексики. Это – ещё один факт, на который Дон Хуан неоднократно обращал внимание Кастанеды. И хотя книги Кастанеды просто пестрят подобными утверждениями Дона Хуана, сегодня люди читают настолько избирательно, что пропускают их. Как Дон Хуан очень точно выразился, “колдовство – это тупик”, и, “по сравнению с человеком знания, маг – жалкий мальчишка”. Удивительно, однако, что истинно безупречный воин, Дон Хуан, был забыт в тени Кастанеды.

Относительно вышеупомянутого нужно помнить, что при чтении книг Кастанеды единственно ценное это то, чему Дон Хуан учил непосредственно, не принимая во внимание никакие интерпретации Кастанедой того, чему, как он думал, его учили. Кастанеда полностью упустил смысл своего обучения и остался увлечён необыкновенным. Что он воспринимал и как он интерпретировал то, что воспринимал, было так далеко от действительности, что в голове не умещается. Кастанеда умер пустой скорлупой человека. Это – удел магов.

Кроме того, “магические пассы”, преподаваемые Кастанедой, не имеют места ни в одной из линий толтеков. Кастанеда научился им у Говарда Ли, а не у Дона Хуана или любого члена его группы, как утверждал Кастанеда. Подобно “чужеродному устройству”, так называемые “летуны” также не имеют никакой связи с учением толтеков.

Наконец, у линии Дона Хуана нет последователей. Линия Дона Хуана закончилась на Доне Хуане.

Во имя свободы,
Теун Марез

Оригинал на английском

Leave a Reply