Различие между подлинным знанием и шаманизмом
В результате массового уничтожения испанскими конкистадорами священных текстов, равно как и обычных исторических свидетельств, таких как кодексы, осталось немного доказательств подлинного развития цивилизации и передовой природы самых ранних культур.
В таком случае едва ли стоит удивляться тому, что понятие «толтек» у многих людей ассоциируется с магическими практиками и шаманизмом. Последующие работы Карлоса Кастанеды и его последователей также не изменили ситуации. Однако внимательное прочтение книг Кастанеды раскрывает, что его учитель, дон Хуан, всегда ясно и непреклонно утверждал, что колдовство/шаманизм не совместимы с путем, ведущим женщину или мужчину к тому, чтобы стать человеком знания.
В «Огне изнутри» дон Хуан описывает некоторые моменты ранней толтекской истории: «За много веков до того, как в Мексику пришли испанцы, – сказал он, – здесь жили необыкновенные люди – толтеки–видящие. Они были способны на непостижимые действия. Они были последним звеном в цепи знания, протянувшейся сквозь тысячелетия».
«Толтекские видящие были воистину необыкновенными людьми, – могущественными колдунами, мрачными преследователями, разгадавшими тайны и владеющими тайным знанием, которое они использовали для влияния на людей и превращения их в жертву путем фиксации осознания своих жертв на всем, что изберут».
…
– Но ты же не считаешь себя колдуном, дон Хуан, не так ли? – спросил я.
– Нет, не считаю, – ответил он. Я – воин, который видит. Фактически все мы «лос нуэвос видентес» – новые видящие. А древние видящие были колдунами.
– Обычный человек, – продолжал дон Хуан, – воспринимает колдовство как нечто скорее отрицательное, тем не менее, оно его привлекает. Поэтому когда ты находился в состоянии нормального осознания, я поддерживал в тебе отношение к нам как колдунам. Так рекомендуется поступать, чтобы пробуждать интерес. Но быть колдунами для нас все равно, что загнать себя в тупик».
Далее дон Хуан подробно останавливается на том, кто такие старые и новые видящие:
«Эти завоеватели, – продолжал он, – захватили мир толтеков, они присвоили себе все, но они так никогда и не научились видеть.
– Почему ты полагаешь, они не научились видению? – спросил я.
– Потому что они копировали толтекскую практику вслепую, не обладая внутренним знанием, которым владели толтеки. До сих пор по всей Мексике встречается множество магов – последователей тех завоевателей. Они следуют по пути толтеков, но понятия не имеют ни о том, что сами делают, ни о том, о чем говорят, поскольку не являются видящими.
– Кто были эти завоеватели, дон Хуан?
– Индейцы других племен, – ответил он. – К тому времени, когда здесь появились испанцы, с момента исчезновения старых видящих прошли столетия. Но уже возникло новое поколение видящих – видящие нового цикла».
Далее в своей книге Кастанеда подробнее раскрывает тот факт, что в действительности его не учили магии, и то, что разговоры о колдовстве были не более чем виртуозной уловкой для привлечения его внимания:
«Именно в своем учении для левой стороны дон Хуан изложил то, что он, дон Хенаро и их компаньоны делали со мной и кем они были на самом деле. Они обучали меня вовсе не колдовству, а тому, как овладеть тремя аспектами древнего знания, которым они владели: осознанием, искусством сталкинга и намерением. И они не были колдунами, они были видящими. А дон Хуан был не только видящий, но и нагваль».
Затем дон Хуан объясняет Кастанеде одну из причин, по которой магия, в действительности, всегда ведет в никуда: «Он подчеркнул еще раз, что древние видящие сосредоточили свои усилия исключительно на развитии тысяч сложнейших ритуалов колдовства. Он добавил, что они так никогда и не смогли понять, что все их замысловатые приемы, такие же причудливые, как и они сами, были не более чем средствами нарушить фиксацию точки сборки и заставить ее перемещаться.
Я попросил его объяснить то, что он сказал.
– Я уже говорил тебе, что колдовство – это тупик, – сказал он. – Я имел в виду, что магические практики лишены собственной ценности. Они имеют косвенное значение, поскольку их реальная функция – сдвигать точку сборки посредством выведения ее из-под контроля первого внимания.
В «Сказках о силе» Кастанеда ясно дает понять, что он знал, что колдовские ритуалы не ведут к свободе. Потому что Дон Хуан в этой книге раскрывает: «После того, как многие поколения магов использовали растения силы, они научились отдавать себе отчет в своем взгляде на мир во всем, что происходит с ними. Я бы сказал, что маги, используя свою волю, добились расширения своего взгляда на мир. Мой учитель и мой бенефактор были ярчайшими примерами этого. Они были людьми огромной силы, но не были людьми знания. Они так и не разорвали границ своего огромного мира и поэтому никогда не достигли целостности самих себя. Хотя они и знали об этом. Не то, чтобы они сбились с пути, претендуя на что-то выше своих возможностей; они знали, что они шагнули мимо лодки и что только в момент их смерти вся загадка полностью будет раскрыта им. Магия дала им только мимолетный взгляд, но не реальное средство для достижения целостности самого себя.
В «Отдельной реальности» дон Хуан излагает такую эпитафию: «Быть магом – это ужасный груз, – сказал он убежденным тоном. – Я говорил тебе, что намного лучше научиться «видеть». Человек, который «видит», – это все; в сравнении с ним маг – жалкий мальчишка».
Свобода против Шаманизма
В ответ на вопросы, задаваемые многими читателями, я хотел бы разъяснить некоторые из неверных представлений, сложившихся вокруг отношений между Карлосом Кастанедой и его учителем Хуаном Матусом. Во-первых, я хотел бы указать, что Дон Хуан был действительно безупречным воином, посвятившим себя Пути Свободы, и нагвалем традиции толтеков. С другой стороны, Карлоса Кастанеду, как ясно из его книг, интересовала не свобода, а скорее Путь Высокого Приключения и магия/шаманизм.
Факт, который также ясен из его книг, но который, кажется, ускользнул от внимания большинства читателей, – это то, что обучение Кастанеды не было окончательно завершено. Действительно, во время последней встрече с Доном Хуаном память Кастанеды все еще не была полностью восстановлена. В результате Кастанеда всё еще действовал с позиции в высшей степени выборочного восприятия, которое сильно воздействовало на его способность передавать или интерпретировать учение толтеков с некоей степенью надежности или авторитетности в этом вопросе. В то же время, от внимания серьезного читателя его книг никогда не ускользали те моменты, где Кастанеда дословно цитирует Дона Хуана. Ценность этих отрывков не идет ни в какое сравнение с ненадежными полевыми заметками, записанными и причудливо истолкованными Кастанедой, которые составляют большую часть его работы.
Относительно ссылок на магию в книгах Карлоса Кастанеды я должен далее указать, что хотя знание, касающееся магии, действительно является частью традиции толтеков, эта практика, тем не менее, не ведет к свободе. Также важно подчеркнуть, что учение толтеков, как оно преподается Воинами Свободы, не имеет никакого отношения к шаманам древней Мексики. Это – ещё один факт, на который Дон Хуан неоднократно обращал внимание Кастанеды. И хотя книги Кастанеды просто пестрят подобными утверждениями Дона Хуана, сегодня люди читают настолько избирательно, что пропускают их. Как Дон Хуан очень точно выразился, “колдовство – это тупик”, и, “по сравнению с человеком знания, маг – жалкий мальчишка”. Удивительно, однако, что истинно безупречный воин, Дон Хуан, был забыт в тени Кастанеды.
Относительно вышеупомянутого нужно помнить, что при чтении книг Кастанеды единственно ценное это то, чему Дон Хуан учил непосредственно, не принимая во внимание никакие интерпретации Кастанедой того, чему, как он думал, его учили. Кастанеда полностью упустил смысл своего обучения и остался увлечён необыкновенным. Что он воспринимал и как он интерпретировал то, что воспринимал, было так далеко от действительности, что в голове не умещается. Кастанеда умер пустой скорлупой человека. Это – удел магов.
Кроме того, “магические пассы”, преподаваемые Кастанедой, не имеют места ни в одной из линий толтеков. Кастанеда научился им у Говарда Ли, а не у Дона Хуана или любого члена его группы, как утверждал Кастанеда. Подобно “чужеродному устройству”, так называемые “летуны” также не имеют никакой связи с учением толтеков.
Наконец, у линии Дона Хуана нет последователей. Линия Дона Хуана закончилась на Доне Хуане.
Во имя свободы,
Теун Марез
Оригинал на английском
The Distinction Between True Knowledge & Sorcery/Shamanism
Owing to the widespread destruction of sacred records, as well as the destruction of so many plain historical records, such as codices, by the Spanish conquerors, there is little evidence now of the true height of the civilisation and advanced nature of very early cultures.
It is hardly surprising then that the word Toltec should inspire an association in many people’s minds with the practices of sorcery and shamanism. This has not been helped by the later activities of Carlos Castaneda and his followers. However, a closer reading of Castaneda’s books reveals that his teacher, don Juan, was always clear and uncompromising in maintaining that sorcery/shamanism was not compatible with the pathway to becoming a man or woman of knowledge.
Thus, to repeat from “The Fire From Within,” where don Juan describes some of the early Toltec history; “Ages before the Spaniards came to Mexico,” he said, “there were extraordinary Toltec seers, men capable of inconceivable deeds. They were the last link in a chain of knowledge that extended over thousands of years.
“The Toltec seers were extraordinary men, powerful sorcerers, somber, driven men who unraveled mysteries and possessed secret knowledge that they used to influence and victimize people by fixating the awareness of their victims on whatever they chose.”
…
“But you don’t consider yourself a sorcerer, don Juan, do you?” I asked.
“No, I don’t,” he said. “I am a warrior who sees. In fact, all of us are los nuevos videntes, the new seers. The old seers were the sorcerers.
“For the average man,” he continued, “sorcery is a negative business, but it is fascinating all the same. That’s why I encouraged you, in your normal awareness, to think of us as sorcerers. It’s advisable to do so. It serves to attract interest. But for us to be sorcerers would be like entering a dead-end street.”
Don Juan later elaborates about the old seers and the new seers: “Those conquerors,” he went on, “took over the Toltec world – they appropriated everything – but they never learned to see.”‘
“Why do you think they never learned to see?” I asked.
“Because they copied the procedures of the Toltec seers without having the Toltecs’ inner knowledge. To this day there are scores of sorcerers all over Mexico, descendants of those conquerors, who follow the Toltec ways but don’t know what they’re doing, or what they’re talking about, because they’re not seers.”
“Who were those conquerors, don Juan?”
“Other Indians,” he said. “When the Spaniards came, the old seers had been gone for centuries, but there was a new breed of seers who were starting to secure their place in a new cycle.”
Further in this book, Castaneda reveals more about the fact that he had not really been taught about sorcery, and how all the talk of sorcery was simply a clever ruse to catch his attention; “It was in his teachings for the left side that don Juan let on what he, don Genaro, and their companions were really doing to me, and who they were. They were not teaching me sorcery, but how to master three aspects of an ancient knowledge they possessed: awareness, stalking, and intent. And they were not sorcerers; they were seers. And don Juan was not only a seer, but also a nagual.”
Don Juan then explains more to Castaneda about one of the reasons why sorcery never actually leads anywhere; “He stated once again that the old seers had concentrated exclusively on developing thousands of the most complex techniques of sorcery. He added that what they never realized was that their intricate devices, as bizarre as they were, had no other value than being the means to break the fixation of their assemblage points and make them move.”
“I asked him to explain what he had said.
“I’ve mentioned to you that sorcery is something like entering a dead-end street,” he replied. “What I meant was that sorcery practices have no intrinsic value. Their worth is indirect, for their real function is to make the assemblage point shift by making the first attention release its control on that point.”
In “Tales of Power” Castaneda makes it clear that he knew that the practices of sorcery did not lead to freedom, for in this book don Juan reveals to him; “Sorcerers have learned after generations of using power plants to account in their views for everything that is accountable about them. I would say that sorcerers, by using their will, have succeeded in enlarging their views of the world. My teacher and benefactor were the clearest examples of that. They were men of great power, but they were not men of knowledge. They never broke the bounds of their enormous views and thus they never arrived at the totality of themselves, yet they knew about it. It wasn’t that they lived aberrant lives, claiming things beyond their reach; they knew that they had missed the boat and that only at their death would the total mystery be revealed to them. Sorcery had given them only a glimpse but never the real means to get to that evasive totality of oneself.”
In “A Separate Reality,” don Juan provides this final epitaph; “To be a sorcerer is a terrible burden,” he said in a reassuring tone. “I’ve told you that it much better to learn to see. A man who sees is everything; in comparison, the sorcerer is a sad fellow.”
Freedom Vs Shamanism
In response to on-going questions posed by many readers, I would like to clarify some of the misconceptions surrounding the relationship between Carlos Castaneda and his teacher Juan Matus. In the first place I would like to point out that Don Juan was indeed an utterly impeccable warrior dedicated to the Path of Freedom, and nagal of the Toltec tradition. On the other hand, Carlos Castaneda, as is clear from his books, was not interested in freedom, but rather in the Path of High Adventure and sorcery/shamanism.
A fact that is also made clear in his books, but which seems to have escaped the attention of most readers, is that Castaneda’s training was never completed. Indeed, at his final meeting with Don Juan, Castaneda still did not have a fully restored memory. The result of this is that Castaneda still very much laboured under the influence of a highly selective perception, which enormously affected his ability to pass on or to interpret the Toltec teachings with any degree of reliability or authority. In this respect, what has always grabbed the attention of the serious reader of his books are those passages where Castaneda directly quotes Don Juan verbatim. The value of these passages should be contrasted with the unreliable field notes recorded and fancifully misinterpreted by Castaneda and which constitute the bulk of his work.
In relation to the references to sorcery in Carlos Castaneda’s books, I should further point out that whilst knowledge relating to sorcery is indeed part of the history of the Toltec tradition, its practice does not lead to freedom. With respect to this, it is also important to point out that the Toltec teachings as taught by the Warriors of Freedom have nothing to do with the shamans of ancient Mexico. This is another fact that Don Juan repeatedly stressed to Castaneda. Indeed, Castaneda’s books are littered with statements to this effect made by Don Juan, but people read so selectively today that they miss them. As Don Juan so aptly put it, “sorcery is a dead-end street”, and “by comparison with a man of knowledge, the sorcerer is a sad fellow.” However, it is amazing how the true impeccable warrior, Don Juan, has become forgotten in Castaneda’s shadow.
With respect to the above it should be remembered that when reading Castaneda’s books, the only parts of value are what Don Juan taught, leaving aside any of Castaneda’s interpretation of what he thought he was being taught. Castaneda completely missed the plot in his training, and became hooked only to the phenomenal. What he perceived, and how he interpreted what he perceived, was so far from reality, that the mind boggles. Castaneda died a bitter shell of a man. This is the lot of sorcerers.
Furthermore, the “magical passes” taught by Castaneda have no place in any Toltec lineage. They were taught to Castaneda by Howard Lee, and not by Don Juan or any member of his unit of warriors as Castaneda claimed. Similarly the “foreign installations”, the so-called “fliers”, also have no place in any Toltec lineage.
Finally, there are no further representatives of Don Juan’s lineage. Don Juan’s lineage ended with Don Juan.
In the name of freedom,
Théun Mares